Для формирования глубины понимания детей с «особыми потребностями» в моей работе оказались важны знания, которые я получила в йоге. Мои наставники Джо Меньюэл «Special yoga for special children», Франсуаза Фридман «Baby yoga» – основательница «Birthlight», медицинский антрополог, преподаватель кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа. А также знания, которые я получила на курсе йога-терапии Артема Фролова. К слову, он тоже врач, и обучает врачей использовать техники йоги при различных заболеваниях с терапевтической целью. На своем курсе он раскладывает йогу на физиологию и это огромный багаж знаний, который помог мне приступить к разработке программ йога-терапии для детей.
Вопрос детской реабилитации я поднимаю широко. Вопрос - о каких результатах идет речь - я считаю принципиальным. И вижу большое недопонимание «особого» ребенка в обществе.
Суть восстановительных программ заключается в том, что из «особого» ребенка многие родители хотят сделать плюс-минус нормального ребенка. Но что такое нормальный ребенок? – ребенок, который пошел в обычную школу в 7 лет?
Каждый ребенок индивидуален: по особенностям восприятия, развитию и характеру и т.д. То, что считается нормой для одного, категорически не подходит другому. Я наглядно прочувствовала влияние обычной школы на примере моего старшего сына. И в 10 классе мы все же приняли решение перейти на индивидуальный график обучения. К слову, остались довольны результатами. Система сегодняшнего образования устроена таким образом, что дает насыщенный поток несвязанных знаний, хронически перегружая ребенка. Нет ни права, ни времени, чтобы переосмыслить и встроить знания куда надо. Но ведь так устроен мозг! Я считаю, что программа школьного обучения устарела, и в ближайшем будущем должна быть пересмотрена.
Конечно, мы можем бороться за пресловутую норму, подтягивая «особого ребенка» до общепринятых стандартов, но какой ценой?
Ведь разрушаются семьи! В этой гонке все члены семьи испытывают чрезвычайный стресс и выдерживают лишь единицы. Порой идут жесткой дорогой, и совершают необдуманные поступки повинуясь страху. Ребенка подвергают реабилитационным болевым пыткам, ставят в вертикализатор, когда он еще не сформировал свой тонус и не выстроил позвоночник. Некоторые дети смогут пойти в 7 и даже в 10 лет, и они это сделают. Нужна вера, терпение и скрупулезный длительный труд.
За последние несколько лет возможности реабилитации детей стали гораздо шире, но надо понимать, что это бизнес, со всеми своими положительными и отрицательными сторонами. Мы можем использовать все технологии, конечно. И новую медицинскую аппаратуру, и частные реабилитационные центры. Но большинство отчаявшихся родителей готовы пойти на что угодно, испробовать любые предлагаемые меры, лишь бы из своего «особого» ребенка сделать здорового или приближенного к здоровому. Но, если ребенка постоянно стимулировать, психо-эмоционально травмировать, будет обратная реакция - откат назад, будет прогрессировать судорожный синдром, ребенок и родители будут находиться в паническом состоянии, необдуманными действиями загоняя себя в замкнутый круг. А между всем прочим научной доказательной базы существующих методов реабилитации нет. Потому что нет объективного способа доказывать эффективность. Об этом, как раз, моя научная работа.
На каждом этапе развития ребенка мы ставим свои задачи. Но самое важное, в чем, несомненно, нуждается ребенок – это связь с мамой. Нужно помогать маме принимать своего ребенка таким, каков он есть. Важны тактильные прикосновения, ОЧЕНЬ. Родителям, и в первую очередь маме, необходимо научиться техникам, которые можно применять чтобы снять тяжелую психологическую нагрузку. Поддержка таких родителей - актуальный вопрос. Они очень нуждаются в нашей помощи.
В этом смысле мне близка философия йоги. Мы живем в мире, наполненным огромным количеством стресса и то, что касается особых малышей и то, что касается ухода за детьми. Они не могут влиться в этот сумасшедший темп, они и не должны.
Ребенка надо принять таким, какой он есть. Мы видим его состояние и будем делать все возможное, чтобы его развивать, но только на положительно – эмоциональном фоне. Малыш не подвергается бесконечному стрессу, когда сохраняется связь между родителями и ребенком. Мы видим очень хорошие результаты. Сохраняется главное - качество жизни таких семей. Да, многие уезжают за город жить более в комфортных психологических условиях. Да, многие семьи стараются выбрать более спокойный темп жизни. Но они проживают эту жизнь с особыми детьми и счастливы. По-настоящему счастливы.