Интервью с чайным экспертом Еленой Мироновой, она соединила в себе огромный и разнообразный опыт, наблюдательность, интуицию и очень большие знания.
Елена Миронова
Чайный бизнес с нуля
Как вы пришли к идее открытия собственного дела и почему именно чайного?

Я долгое время проходила службу в бухгалтерии в МЧС. Мне это не приносило удовольствие. Мир бухгалтера находится в отрыве от реальности, состоит из цифр, бумаг и сложностей, которые они сами себе создают. Постепенно я стала понимать, что эта работа – не мое предназначение. Хотя, конечно, структура стабильна и для сотрудников ценен социальный пакет.

Находясь в декрете, я случайно увидела небольшую палатку, в которой продавались чай, кофе. Ассортимент, красивые баночки, приятный запах произвели на меня очень хорошее впечатление. Мне понравилось настолько, что я подумала, что, возможно, нам с мужем тоже стоит открыть небольшой магазинчик.
В чем преимущества бизнеса по продаже чая и кофе?
Чай/кофе является выгодным для продажи товаром, и перспективы этого бизнеса на будущее полностью зависят от того, насколько долго продукция сможет продолжать оставаться вкусным недорогим напитком и выгодным товаром.

Сейчас потребители стали гораздо умнее и привередливее в вопросе покупки этих напитков, поэтому дешевый чай в пакетиках и растворимый кофе уже пользуются всё меньшей популярностью. Люди понимают, что такой чай и кофе абсолютно не несет никакой пользы организму, да и вкус тоже сильно отличается от натурального листового чая и молотого кофе. Естественно, в невыгодную сторону.

Безусловным преимуществом является то, что первоначальный этап не требует огромного количества вложений и идея окупает себя достаточно быстро. Мы взяли кредит в размере 300 000, 00 рублей. 15 квадратных метров вполне достаточно, главное, чтобы помещение было сухим, идеально чистым, хорошо проветриваемым и оснащенным кондиционером.

Ценностью является и долгий срок хранения продукции, так как чай и кофе не являются скоропортящимся продуктом.

Преимуществом является также гибкость этого бизнеса. Сначала я открыла небольшой магазинчик, позже я сочла целесообразным перевести продажи в интернет – магазин, хотя у меня есть офис и небольшой склад.

Можно иметь один бутик и вполне реализоваться, для тех, кому это покажется мелким, можно укрупнить бизнес и развить сеть магазинчиков.

Конечно, это очень эстетичный и я утверждаю творческий бизнес. Он может приносить удовольствие и предпринимателям и покупателям. Важно создать правильную атмосферу.
Каким образом вы подбираете ассортимент чая и кофе?
Составляя ассортимент, я всегда ориентируюсь на потребителей с разными вкусами и разной степени платежеспособности. У нас ценовой диапазон продукции довольно широк, что позволяет потребителю выбирать продукцию в соответствии с его платежеспособностью.
Что в вашем бизнесе приносит удовольствие и радость?
Вы правы, мой бизнес приносит большое удовольствие и мне, и моим клиентам. Мне важно, что я могу в полной мере использовать мой творческий потенциал. В нашем бизнесе отстроиться от конкурентов может помочь креативность и абсолютная индивидуальность.

В свое время идеи упаковки и обертки я искала на зарубежных сайтах, потому что у нас не было ничего. Интересно, что в США такое понятие как чаепитие отсутствует, американцы предпочитают холодный чай со льдом, естественно о подарках из чайных букетов они ничего не знают. В Европе большое внимание уделяют не красоте и праздничности упаковки, а крафт упаковке.
Я считаю, что красивая упаковка и обертка – это возможность показать ваше отношение к клиенту, запомниться ему.
Кто ваша целевая аудитория?
Моя целевая аудитория – это работающие мамы, женщины от 23 до 44. Им очень нравятся мои букеты из чая, они покупают их для подарков учителям, врачам, друзьям и ближайшему окружению. Это приятный и оригинальный сувенир.

Как угадать их желания и предпочтения? Самое важное, подарить идею. Для букетов подходит ассорти, они оригинальны, каждый со своими неповторимыми нотками.

Один или два чая из букета могут понравиться конечному потребителю, и дальше он уже заказывает их для себя.
Что самое важное в работе с клиентами, что их может привлечь к вам?
Самое важное – это быть честным с клиентом. Этот бизнес не терпит непрофессионализма, некорректного отношения к клиентам и нелюбви. Покупателям нравится делать покупки в магазине, где о них заботятся. Новые клиенты не разбираются в ассортименте, и очень часто надеются на меня. «Порекомендуйте мне хороший чай по своему вкусу» - эту фразу очень часто можно слышать у меня в диалоге с клиентом. Я твердо убеждена, что клиенту надо предложить такой сервис, который его полностью устроит, и который он не получит нигде в другом месте.

Случаются такие ситуации, когда я еду к поставщику, чтобы купить небольшое количество элитного чая, прекрасно понимая, что не заработаю на этом ни рубля. Но если клиенту сегодня необходим именно этот чай, я сделаю все, чтобы он его получил.

Привлечь клиента может правильно подобранная ассортиментная политика.

У меня больше «чайников», чем «кофейников». Лучший способ определить ожидания целевой аудитории — это просто задавать вопросы. И мы это делаем, причем в разных форматах.
Используете ли вы холодный обзвон и насколько он для вас эффективен?
Я не работаю с холодными звонками, считаю это бесполезным занятием. Их существенный недостаток – полное отсутствие знаний о продавце. Мне каждый день звонят подобные менеджеры и меня ничего из сказанного ими не цепляет, мне не нравится, что они вторгаются в мое личное пространство и отвлекают меня.

Я верю в новые технологии продаж – это самостоятельные исследования рынка, сайты компаний, ведение блогов, социальные сети, мессенджеры – на сегодняшний день огромное количество возможностей узнать о товаре, услуге, и покупатели совершенно не нуждаются в том, чтобы вы сообщали им о себе. Они сами вас найдут, выяснят нужную информацию и оценят вас.
Хорошо, тогда какая система продаж является для вас самой эффективной?
Ставьте на первое место интересы клиентов, а не свои. Ваша задача — расширить их знания о продукте, удовлетворить их любопытство, облегчить им процесс принятия решения, а позже, когда они захотят купить — быть готовым обсудить детали покупки.

Я у получила электронную подпись и участвую в аукционе по теме «чай/кофе», где отслеживаю клиентов, которым интересуются данной темой.

Кроме того, я в социальной сети контакт подписана на целевые группы по электронным торгам. Это очень помогает расширить свои знания, понять, что интересно твоей целевой аудитории. Какие темы, что их может заинтересовать. Каким сленгом они пользуются. Какие посты пользуются у них наибольшей популярностью, какие публикации больше всего они комментируют. На самом деле, важно все. Спрашивайте о том, что вас действительно волнует, ответ аудитории должен быть важен. Люди любят советовать, а если вы эксперт — это вдвойне приятно.

Хорошим способом продвижения моего бизнеса являются и отраслевые выставки. Я всегда внимательно изучаю предложение организаторов выставки. Собираю нужные контакты, знакомлюсь с новыми поставщиками, их предложениями и новинками ассортимента.
Какие способы продвижения вашего бизнеса вы еще используете?
Социальная сеть является самым эффективным маркетинговым каналом. Просто надо определить, в какой из них находится наибольшее количество твоей целевой аудитории. Для моего бизнеса идеально подходит инстаграм. Я хочу быть конкурентоспособной, поэтому социальная сеть подталкивает меня развивать эстетику своего бренда, я очень много времени уделяю визуальному образу паблика. Необходимо определиться с настроением профиля, которая отражает суть твоего продукта.

Мне важно все: общее настроение, цветовая палитра, сочетаются ли фото, хочется ли их разглядывать. Мне удалось найти прекрасного фотографа, у нас общее видение, как должны выглядеть фотографии ассортимента и сопутствующих товаров.

Мне нравится, как сейчас выглядит моя страница, потому что я удачно нашла то, что правильно отражает мое трепетное и очень личное отношение к бизнесу. Это конечно занимает много времени, но планирование помогает придерживаться правильной линии.

Ещё один важный момент, на который нужно обратить внимание, подписчики должны понимать, что твой паблик отражает реальную жизнь, все, что ты показываешь и рассказываешь о твоем бизнесе, отражает действительность. Необходимо размещать больше интересного, человечного и полезного контента.

Работая каждый день над своей страницей, я руководствуюсь тем, что мои подписчики – это сотни людей, которые своими поведенческими реакциями отражают свое отношение к тому, что я делаю. И нужно помнить, что социальные сети хорошо индексируются в яндексе и гугле. Трафик из социальных сетей будет даже качественнее и эффективнее поискового и разнообразит общий поток посетителей моего сайта, что положительно учитывается при ранжировании в поисковой выдаче.
Вы используете в своем продвижении социальную сеть Pinterest. Расскажите о ней более подробно.
Да, мне очень нравится эта социальная сеть, для меня это возможность привлечь новых клиентов, адекватных и платежеспособных. Пинтерест охватывает людей от 18 до 35 лет, это та аудитория, которая интересна мне, я хочу, чтобы они узнали о моем интернет – магазине. У этой сети огромный потенциал, количество пользователей регулярно растет, и я всем рекомендую рассматривать эту сеть в качестве еще одного канала продвижения.

Как известно, людям больше нравится рассматривать картинки, нежели читать полотна текста. Твоя страница в Пинтересте - это белый лист, на который ты можешь прикреплять красивые магнитики, фотографии с ссылкой на ваш сайт или на вашу страницу в другой социальной сети, что поможет поймать дополнительную долю трафика. Как и в любой другой социальной сети пользователи Пинтерест могут лайкать, делиться, добавлять к себе в друзья, сохранять каждый сайт и потом искать нужные сайты уже в своих закладках. Пользователи приходят сюда, уже настроенные на поиск какой-то услуги или на покупку. Очень много посетителей заходят с мобильных устройств. Интересный нюанс: на Пинтересте 80% постов – это репосты (то есть люди в основном делятся уже существующей информацией, нежели добавляют новую). И если вы будете создавать новую информацию, это будет разноситься очень быстро, так как по-прежнему очень ценится уникальный контент.
Cчитаете ли вы логичным продвигать свой бренд через свою личность?
Для меня позитивную роль играет формирование своего личного бренда, так как известный человек привлекает к себе больше внимания, важно, что к его мнению прислушиваются и оно становится важным многим людям. Я считаю, что мой бизнес станет более авторитетным, если я подкреплю управленческие действия сильным личным брендом. Самое большое преимущество личного бренда - это то, что действующие и потенциальные клиенты начинают доверять вам, как личности, а значит, доверяют вашему бизнесу и они с удовольствием поддержат вас в любом начинании.

Работая в магазине продавцом, я заметила, что при всех «прочих равных» - цена, качество товара, обслуживание и консультация, покупатели отдадут предпочтение продавцу, который покажется им наиболее человечным и интересным человеком. Покупатель будет иметь с вами дело, если после этого он лучше будет себя чувствовать, или вы разрешите его проблемы, или произойдет то и другое одновременно. Людям нравилось приходить ко мне в магазин, потому что я профессионал и еще мне интересно было разговаривать с ними на темы, которые им важны. И их точно повторно тянет туда, где им было комфортно.
Каким вы видите свое дальнейшее развитие в бизнесе?
У меня в планах продолжать развивать мой канал в youtube. Видео с пошаговой инструкцией, как упаковать элегантно и красиво подарок, букет с чаем вызывает у аудитории канала огромный интерес, становится вирусным и выходит в топ. Мой мастер – класс по упаковке чая собрал 33 643 просмотра. Меня это воодушевляет и сейчас я готовлю серию полезных видео. Также хочу сделать студийную фотосессию, где я подробно покажу, как я работаю с материалом, с оберткой.

Конечно, я думаю о развитии и расширении моего бизнеса, об открытии филиалов в регионах России. Для этого мне нужен сотрудник, который станет моей правой рукой. Я понимаю, каким он должен быть, какими профессиональными и личными компетенциями он должен обладать. Но всему свое время и я думаю, когда это время настанет, такой человек меня найдет сам.
На кого вы можете положиться, когда вдруг чувствуете, что не хватает дыхания?
На самого себя, я сильный человек. Я научилась сама справляться с трудностями, преодолевать страхи. В какой- то момент я поверила в себя, в свои возможности, и каждый день работаю над тем, чтобы развиваться и стать лучше.
Как вы считаете, что самое важное в вашей жизни?
Самое важное - это моя семья. Своим детям стараюсь привить понятие семьи. Мы проводим много времени вместе, ходим гулять, я считаю, что детям надо дать чувство безопасности и любви. В первую очередь, детям необходима любовь, а только потом образование, книжки, конфеты, игрушки.
Блиц-опрос
Ваше утро начинается. Мое буднее утро начинается с того, что я собираю и отправляю детей в школу и в детский сад, потом я приезжаю на работу, чашечка кофе и день начинается.

Опишите свой идеальный выходной. Возможность провести время с мужем и детьми, мы любим путешествовать, ходить в театр.

Любимое место в Москве. Красная площадь, люблю в центре гулять.

Самая недооцененная вещь в Москве. Считаю, что молодым семьям с двумя детьми оказывается мало поддержки. Проценты по ипотеке очень большие, да и получить ипотеку практически нереально.

Какую вещь из своего детства храните до сих пор? Я собираю поделки и рисунки своих детей. Мечтаю, что когда у нас будет своя квартира, я повешу детские рисунки на стены. Все, что связано с детьми, мне очень важно. Я хочу, чтобы у моих детей осталось много интересных воспоминаний о детстве.

Ваш любимый час из 24 часов? Я интроверт по характеру, поэтому все самое интересное происходит тогда, когда у меня есть возможность остаться одной. Ночью у меня есть время на себя, приходит вдохновение, появляются новые творческие идеи.

Ваш любимый праздник. Новый год.

Ваш идеальный завтрак. Каша, авокадо с лимонным соком очень полезно для женщин.

Что Вы хотели бы сказать читателям проекта «Такие люди, такие времена» в завершение интервью?

Я желаю читателям и подписчикам вашего проекта - никогда не опускайте планку, держитесь всегда на уровне и идите вперед. Имидж вашего дела всегда должен быть на высоте.

Автор интервью Нара Миансарян, продюсер, бизнес-тренер.
Made on
Tilda