Интервью с Жанной Хлебновой, фотографом,
который возвращает человека самому себе
и заново знакомит его с самим собой.


Жанна Хлебнова
Фотограф
Автор интервью: Нара Миансарян, продюсер, бизнес-тренер.
Жанна, добрый день! Благодарю за то, что согласились поговорить со
мной. Расскажите о своей семье.

Я родилась в городе Чебоксары. Мне 33 года. Мама, папа работают инженерами. Закончила школу с золотой медалью. Когда пришло время выбирать профессию, родители меня спросили: «Чего ты хочешь?» Я призналась, что хочу стать художником, на что получила ответ: «Это несерьезная профессия». Тогда я поделилась идеей, что могла бы стать дизайнером или психологом. Мои родители считали, что это тоже не слишком серьёзные специальности. По их мнению, для начала нужно получить серьезное, фундаментальное образование. Имея техническое образование и умение мыслить, можно получить другую профессию. Папа сказал: «Станешь инженером, поработаешь, приобретешь опыт, решишь для себя – нравится, не нравится, потом двигайся дальше. Когда будет диплом и трудовой страж, ты сама сможешь решить, чем дальше заниматься».

По образованию я инженер в области релейной защиты, окончила институт с красным дипломом.
Да, это серьезное образование. Вы единственный ребенок в семье?
Нет, у меня есть младший брат. Он на семь лет младше меня, он преподаватель физики в школе. Очень любит свою работу, это его призвание. Вообще у нас династия: прадедушка был педагогом. Дедушка и бабушка тоже были учителями. Дедушка был директором школы, бабушка – учителем химии и биологии.

Я четыре года проработала на производстве электротехнического оборудования, занималась проектированием терминалов релейной защиты. Но вскоре осознала, что работа не доставляет мне никакого счастья и удовольствия. Я поняла, что это не то, с чем я хочу связать свою жизнь. Техника – это не моё призвание.
Когда вы это поняли?
Наверное, я понимала это изначально, но на получение фундаментальных знаний и становление меня как личности было потрачено 5 лет учебы и 4 года работы, нужно было как-то это оправдать. Важно было понять, что не зря было потрачено столько усилий и времени. В этом есть какое-то рациональное зерно, но мне не хватало воздуха, творчества и движения. Мне очень хотелось разбавить академическое образование тем, что нравится и приносит удовольствие, в то время для
меня это был французский язык. Я хотела поехать за границу с целью повышения квалификации и для этого выучила английский. Поэтому у меня свободный французский и достаточно уверенный английский.

Через три года я испытывала огромное чувство неудовлетворенности, продолжать работать было непросто. В то время маленьким источником удовольствия для меня стали сладости, которые помогали от грусти и тоски, поднимали настроение и работоспособность.

Я копила деньги на обучение за границей и получение звания магистра. Тогда мне казалось, что, вернувшись, я устроюсь на высокооплачиваемую работу в стабильную компанию, и это сделает меня счастливее. Но жизнь всегда мудрее нас и по отношению к нам имеет свои планы. Из-за нервного перенапряжения я попала в больницу, где у меня было достаточно времени подумать. Выйдя из больницы, я была в подавленном депрессивном состоянии и уже никуда не хотела
ехать. И чтобы выйти из этого кризиса, я купила себе профессиональную фотокамеру.
Вам нравилось фотографировать?
Фотокамера и видеокамера с детства были моими любимыми игрушками.
Если человек хочет научиться фотографировать, во-первых, как
понять, что у тебя есть талант? Я считаю, что фотография – это отдельный
вид искусства и фотограф в своем роде художник, который умеет останавливать мгновения и запечатлевать мгновения нашей жизни.

Фотограф – это профессионал, который чувствует и видит.
Что он должен чувствовать?
Это умение изнутри чувствовать мир других людей, видеть красоту человека, природы, окружающего мира. Фотограф должен уметь размещать предметы в пространстве и времени и правильно распределять их в кадре. Ему необходимо избавиться от собственных зажимов и комплексов, которые мешают видеть и понимать человека. Очень важно иметь прочные коммуникативные навыки, нужно обязательно знать основы психологии, эти знания приходится применять в работе с каждым клиентом. Чтобы стать профессионалом, желательно попробовать себя и поработать во всех существующих жанрах.

В качестве свадебного фотографа я отработала пять лет. Фотограф должен обладать огромной выдержкой, терпением и любовью к людям, и еще это действительно потрясающая школа стрессоустойчивости. На свадьбе может произойти всякое: невеста
нервничает, свидетели опаздывают, порой случаются непредвиденные и даже комичные ситуации, фотограф должен сохранять спокойствие, позитив и помогать решать эти непредвиденные события. На самом деле, фотограф на свадьбе – это второй тамада.

Быть фотографом на свадьбе – это большая ответственность, здесь невозможен второй дубль, например, в отличие, от деловой фотосессии, где если что-то не удалось, можно переснять. Конечно, это неприятно, но тут есть возможность исправить ошибки.
Как вы учились фотографировать?
Вначале я научилась пользоваться фотокамерой, освоила техническую часть, которая заключается в умении выбирать технические параметры съемки для получения качественных и профессиональных кадров. Конечно же, нужно ещё научиться обрабатывать фотографии в фотошопе. Самое важное – это безукоризненное умение совмещать творческую и техническую часть в оптимальных пропорциях. В 2013 году обучающих материалов по фотографии на русском языке в интернете просто не было. Я хотела научиться как можно быстрее и эффективнее и нашла зарубежный сайт, где было размещено много обучающих уроков. Я поставила перед собой задачу: охватить как можно больше жанров. Около 4 лет я получала такое интенсивное самообразование онлайн, смотрела обучающие видео, фотографировала, тренировалась. Научиться чему-то толковому у русских фотографов не просто: кроме таланта и умения создавать собственные шедевры необходимы педагогические способности и желание учить людей.

Я переехала из Чебоксар во Владимир и стала там развиваться как фотограф.

Мне очень помогло то, что меня очень быстро пригласили преподавать в школу
фотографии. Это была оффлайн школа, где было по десять человек в группе и было десять занятий за курс.

Когда учишь других, то и сам чему-то учишься. Обучая учеников, я приобретала опыт, становилась профессионалом.
Какую школу или какой метод обучения вы сейчас посоветуете
начинающим фотографам?

В Москве сейчас появилось много онлайн-школ. Важно, чтобы нравился тренер, чтобы он вам импонировал, нравились его работы и подача материала была понятная. Каждому нужен свой наставник, и тут нет определённых правил.
Жанна, вы уже сказали, что вы уволились с работы и переехали в
город Владимир. Что вам сказали родители, как напутствовали вас?
Все прошло хорошо, родители не возражали, отпустили меня спокойно. Тогда мне было 24 года, и для меня это был новый этап вхождения во взрослость.
А почему вы переехали не в Москву, а в город Владимир?
Я понимала, что у меня полностью поменяется уклад жизни, мне нужно было заявить о себе как о фотографе, найти свою нишу, также необходимо было придумать, как и чем я буду зарабатывать себе на жизнь. Уровень жизни в Чебоксарах и Владимире приблизительно одинаковый, цены на услуги фотографов практически идентичны. У меня был план: переехать во Владимир, утвердиться в качестве фотографа там, постепенно начать работать с московскими клиентами, создать базу постоянных клиентов, а потом уже перебраться на постоянное жительство в Москву.
Замечательный план. Как вы искали клиентов?
Я искала клиентов через сайт, который я создала для себя сама. Я умею делать сайты, это одна из моих компетенций, так как я делала сайты на заказ. У меня было небольшое портфолио из достойных фотографий, зато была смелость, и я не боялась себя презентовать. Сама писала рекламные тексты, подбирала ключевые слова и продвигала сайт посредством seo-продвижения. Проблема многих фотографов в том, что они боятся продвигаться, очень сильно сомневаются в себе, излишне критично смотрят на свое творчество. Нужно научиться адекватно оценивать свое творчество, назначать на него приемлемую цену и уметь ценить свой труд и талант.
На фотографии надо смотреть вашими глазами, или глазами клиента?
Это интересный вопрос. Кто такой художник? Художник – это человек, который
транслирует и несет миру красоту. Он видит мир по-своему и если в художнике
достаточно уверенности, то люди поверят в него. Есть много случаев, когда художники создавали нечто на первый взгляд странное, но искренне верили в свое произведение, и люди принимали это творчество и даже начинали платить за это странное творение. Очень важно обнаружить свой стиль, а не приспосабливаться под усредненные желания клиентов. Вот я так вижу: да, я смел, и могу с уверенностью сказать, что это красиво. Это и есть взращивание в себе художника-творца.
Насколько вы попадаете в ожидания клиентов? Насколько ваше
видение итогов совместной работы на фотосессии совпадает? Как убедить
искренне сомневающегося в себе человека, что фотосессия удалась, что на
фотографиях он великолепен?

Существует предсъёмочный период, когда мы формируем общее видение: необходимо разговаривать с клиентом, задавать ему верные вопросы, чтобы понять, чего он на самом деле хочет и зачем это ему надо. Часто случается, что заказчику категорически не нравится какая-то часть его тела, это могут быть толстые руки, ноги, большой нос, но человек красив в том, как его сложила генетика. И за два часа съемки с разных сторон и ракурсов я показываю модели, что она прекрасна в своей индивидуальности. Для меня важно, чтобы человек сам это ощутил, принял свою индивидуальную природу. И в конце фотосъемки клиенты начинают верить в себя, обретают уверенность и это самый важный для меня результат, помимо красивых фотографий.
Получается, что вы не только фотографируете, вы возвращаете человека самому себе и заново знакомите его с самим собой.
Да, это так. И это самое сложное. Красивая фотография – это классно и ценно, но важно, когда ты показываешь свое естество и можешь существовать органично в понимании того, что ты несовершенен. Однажды я услышала мысль, которая заставила меня задуматься: «Вы будете успешны, когда научитесь предъявлять миру свои недостатки и примите, что это красиво». И сразу возникают вопросы: как показать миру свое несовершенство, ведь я такая некрасивая. Мир узнает, какая я есть. Фотография – это зеркало. Красота и уродство всегда относительны. Я за естественность, за то, чтобы эстетично показывать то, что создала природа. И я категорически против грубого вмешательства в свою природу с помощью косметологии, сильного визажа или фотошопа – на мой взгляд, это жалкие
попытки исправить несуществующие недостатки, попытки поймать тренды, чтобы
«сделать модно», как у звезд инстаграма.
Что вы думаете о новой профессии – фотограф для инстаграма?
Сегодня инстаграм стал площадкой, которая остро нуждается в хороших фотографиях. Людям сейчас постоянно нужно много фотографий, а также это интересный и многогранный процесс. Фотографу необходимо подключать воображение, его основные задачи:
  • выходить за рамки;
  • делать не как все;
  • отличаться и выделяться;
  • не бояться, что тебя не примут или что-то не то о тебе подумают.
Также важно продумывать сюжеты, образы, стиль, формы, цвета, чтобы фотографии были понятными и соответствовали стилистике паблика.
Есть фотографы, которые работают с одним селебрити, снимают
только его. Возможно ли один «предмет» снимать бесконечно долго, в чем
источник вдохновения и вообще возможно ли это в принципе?

Если ему за это достойно платят, и он получает удовольствие, то почему бы и нет. Мне кажется, это такой же вопрос, сколько времени можно любить человека. Можно сказать, что через пять лет любовь заканчивается, а можно сказать, что внутри этого «процесса» есть важные вещи, которые тебя держат и не отпускают. Все дело в твоих приоритетах, что для тебя ценно в этом деле. Вообще, стабильность – это хорошо. Некоторым фотографам нужно получить опыт, работая со многими «моделями», а некоторым важно научиться любить одного.
Никогда не хотелось снимать на обложку?
Да, это находится в зоне моих профессиональных интересов. Снимать человека всегда интересно. Но нужно всегда помнить, что фотограф должен быть профессионалом своего дела, потому что нужен тесный контакт и взаимодействие с «объектом». Клиента надо ввести в такое состояние, чтобы он почувствовал удовольствие, стал внутренне свободным и полностью «отдался» камере. У меня хорошо получается проявить доминантность и харизму клиента.
Расскажите о портретной фотосъемке. Сейчас этого, наверное, нет, но
раньше в каждом доме висели портреты бабушки, дедушки, портреты
родственников. Мода на это окончательно ушла? Есть ли такие заказы?
Мне кажется, повесить на стену профессиональный портрет – это круто?
Честно говоря, я для себя подумываю заказать такой портрет.

На самом деле заказывают, просто есть технические нюансы, которые надо учитывать. У меня на стене висит мой портрет, я провела фотосессию для самой себя. И теперь просыпаясь утром, первое, что вижу: это свой красивый портрет. Я смотрю на себя счастливую, позитивную и яркую, и это сразу вдохновляет, сразу хочется жить и творить.
НА МОЙ ВЗГЛЯД, КРАСИВО, КОГДА ЖЕНЩИНА МОЖЕТ И УМЕЕТ УДЕРЖИВАТЬ БАЛАНС МЕЖДУ ИНТРИГОЙ И ОТКРЫТОСТЬЮ.
Смысл фототерапии для клиента – это возможность быть самим
собой, осознать себя?

На самом деле в жизни все происходит не случайно, верю, что в этом есть какой-то божий промысел.
Когда я была студенткой, мы часто ездили на дачу с семьей, я помогала родителям, но для меня работа в огороде была весьма скучным занятием, поэтому попутно я всегда слушала какой-то материал. Однажды совершенно случайно я наткнулась на запись тренинга Михаила Гинзбурга по эриксоновскому гипнозу и скачала его себе для такого прослушивания. Тогда я даже слов таких не знала, и для меня как будто открылся целый новый мир. В эриксоновском гипнозе человека вводят в легкий транс, с помощью которого создают трансформацию в сознании. Состояние гипноза или транса очень
хорошо знакомо каждому из нас, мы пребываем в нем много раз в день, часто даже этого не осознавая. Помните, как кто-то вчера повторял вам один и тот же вопрос, а вы услышали его только с третьего раза?
Где вы находились в это время? Думаете, просто ушли в себя или задумались о чем-то своем? Это и был транс. Иногда мы уходим туда же, когда слушаем красивую музыку, любуемся закатом солнца или прочитываем страницу текста, который заворожил нас своей красотой. Такое состояние необходимо нам для перестройки и обработки информации.

Введя клиента в состояние транса, терапевт обнаруживает болевые точки и зажимы, затем с помощью разных техник устраняет проблему.

После этого знакомства с психологией, спустя некоторое время, я прошла тренинг по НЛП Тони Роббинса, где тоже была работа с эмоциональными состояниями. И когда я стала заниматься фотографией, то мне пришла идея: фотосессия – это и есть введение человека в транс. Искусный фотограф управляет эмоциональным состоянием человека. Я настраиваю клиентов на съемку голосом, предлагая оказаться в каких-то приятных ему ощущениях и состояниях, тем самым, человек расслабляется перед камерой и поэтому
выглядит естественно. Анализируя фотографии, можно увидеть ту самую трансформацию ДО-ПОСЛЕ: состояние, в котором пришел человек на съемку и состояние, к которому он пришел, позируя и проживая эмоции перед камерой. Во время съемки я вижу и чувствую, какое у моей модели настроение, какие чувства и эмоции он или она испытывает, и как это соответствует задачам его образа. Все это можно определить по выражению лица, мимике, позе и взгляду человека. В процессе фотосъемки я вижу, как потихоньку у
человека распрямляется тело, он отключается от проблем, позволяет себе проявлять чувства, открывается мне, а после съемки уходит, наполненный радостью и позитивом.

Истинную полезность такого подхода к съемке я осознала не сразу.

Со временем клиенты стали мне говорить: «У тебя легко сниматься, ты меня
расслабляешь, у меня появляется прилив сил. Мне нравятся свои фотографии, я на них классная, я начинаю себе нравиться и любить себя».

В то время эту обратную связь я воспринимала как приятное дополнение к моей работе и думала про себя: «Я хороший фотограф и это классно!». Тогда еще не было этого слова фототерапия, это воспринималось как нечто странное. Лет через пять ко мне на съемку стали приходить психологи и коучи, и именно они мне подсказали: то, что я делаю, является терапией.
Мир должен знать, какая я! Что о женщине 45+ могут рассказать
фотографии в обнаженном виде? В чем смысл и суть и в чем подвох?

Женская душа очень многогранна, всё хорошо в меру. На мой взгляд, красиво, когда
женщина может и умеет удерживать баланс между интригой и открытостью. Я вижу
женщину красивой, сексуальной, с долей интриги и игры.

У нас у всех вагоны ограничивающих установок, одна из них – демонстрирование
сексуальности считается чем-то плохим, люди воспринимают это через стыд и страх.
Своим творчеством я призывают людей взглянуть на сексуальность под другим углом.
Когда человек психологически убирает мысль, что такие фото – это стыд, то остается просто красота и эстетика. При этом важно, чтобы обнажённые фотографии были сделаны на высоком профессиональном уровне и имели глубину и смысл.

Для женщины фотосессия в жанре ню и будуар – это возможность сбросить огромный груз прошлого, который мешает дышать и жить свободно, проявляться свободно и принимать свою сексуальность как нечто здоровое и правильное. Это возможность посмотреть на себя и увидеть себя настоящую, раскрыться, стать увереннее и, возможно, что для многих – это шанс изменить свою жизнь, начать любить и ценить себя.
Насколько часто вы фотографируете зрелых, состоявшихся женщин? В чем заключается секрет успеха работы с ними?
Нара, спасибо за этот вопрос. Для меня это очень важная тема, можно сказать, даже
личная.

У меня есть в планах сделать проект 50+, где я буду фотографировать успешных, стильных, ухоженных и целостных в своей сути женщин.

Мне кажется, что в Советском Союзе не была заложена ценность самого себя. Может быть жизнь страны существенно изменилась и стала бы счастливее, глубже и
многограннее, если бы огромное количество людей осознавало свою важность и
значимость для себя, для своих близких и для мира.

Я считаю, что фотографы должны снимать взрослых женщин, а именно тех, кто
реализовался в жизни посредством любимого дела, это пример для других женщин,
которые после пятидесяти добровольно вступили в тоскливую пору дожития, где ничего нет. Там холодно и пусто, и нет ни души, ни мыслей.

Меня очень вдохновляет и радует, что наше поколение другое и мыслит иначе. Мы
учимся ценить себя и каждую минуту жизни, ищем свое предназначение, не
довольствуемся малым, а ищем способы для развития.

Вообще, человеку непросто меняться, и мне тоже. Я постоянно над этим работаю.

Я мечтаю о том, что через поколение будет другое состояние общества – больше
свободного мышления, где будет больше открытости и банальной радости. Сейчас идёт время изменений, и я через фотографию и другие виды своего творчества исследую способы изменения и развития человеческого сознания. Это дает возможность и мне самой, и тем, с кем я работаю, глубоко познавать себя, чтобы реализовать свой потенциал.
В чем заключается смысл танцевальной терапии во время фотосессии?

К этому я пришла очень естественным способом. Все случилось само по себе. Поначалу ко мне стали приходить на фотосессии танцоры, и я стала снимать много людей в движении,чтобы показать красоту, глубину и настроение танца. Во время танца человек передкамерой расслабляется автоматически сам. Затем я решила поэкспериментировать истала предлагать клиенткам двигаться во время съемки, ведь танец – это возможность высвободить и выразить то, что тяжело выразить словами.

Теперь мои фотосессии – это больше перфоманс, проживание нового опыта, театр одного актера, чей спектакль видит только Вселенная.

На этой основе появилась танцевальная терапия. Во время занятия участницы по очереди выходят и танцуют в круге, остальные наблюдают и поддерживают, и в процессе танца я фотографирую. Есть одно условие: когда участница выходит в центр, то это пространство любви, и я прошу зрителей смотреть на все с ощущением тотального принятия.

Даже если девушка танцует в первый раз, ей сложно, она не умеет, преодолевает свои страхи и комплексы, будучи в этом пространстве, она начинает ощущать в себе силу, обретает контакт с телом, с чувствами, все больше двигается свободно и открыто. Вот так работает трансформация через танцевальную терапию.
Как вы набираете клиентов в танцевальную терапию?
Очень много людей я привела через личную коммуникацию. Думаю, что возможность куда-то приходить и про себя рассказывать – недооценена. Если в социальной сети нужно приложить огромное количество усилий, чтобы тебя заметили, то здесь ты общаешься с человеком вживую лицом к лицу. Конечно, приходят подписчики инстаграма тоже.
Блиц-опрос

Ваше утро начинается... Магии утра – я делаю ряд практик, которые настраивают меня на день.

Назовите самого любимого автора – Стивен Кинг.

Книга, которую можно перечитывать вечно – этимологический словарь –
я люблю исследовать происхождение слов.

Любимое место в Москве – Электрозавод – это место, где множество
фотостудий собрались вместе и старый завод стал пространством творчества.

Что для вас успех — постоянно идти к воплощению своих смелых идей.

Счастье для меня — быть в настоящем моменте в присутствии, в ощущении
жизни.

О чем жалеете – о том, что много потратила лет на критику себя, не видя той
ценности, которая во мне есть.

Что для вас есть свобода и возможно ли в нашей стране быть
абсолютно свободным человеком
– да, возможно. Для меня свобода
изначально внутри самого себя.

Что вам приносит радость сегодня — движение по пути своего
предназначения.
Made on
Tilda